Брендозависимость: анатомия страсти

Они окружают нас повсюду: дома, на работе и даже на отдыхе. Их предлагают нам с билбордов и экранов телевизоров. Они – признак продвинутости и предмет шуток. Знакомство с ними стоит денег, порой немалых.  Тема непонятной, но самоотверженной  любви современного «креативного класса» к ярлычкам на товарах — предмет для шуток и научных конференций.  За что же мы ценим бренды? Почему они играют такую большую роль в нашей жизни? 

Брендовая одежда

Дорогой гардероб. Брендовая одежда – это настоящий бич XXI века. Опустошение кошельков гарантируется. Свежий пример. Известный дом мод выпускает новинку сезона – белую футболку из хлопка за 350 евро – и от покупателей отбоя нет. При этом все, ну или почти все, в курсе, что дорогие нашему сердцу и кошельку предметы одежды шьются не в Европе и  США, а где-нибудь в Китае или Малайзии, т.е. примерно там же, где появляются на свет эти жуткие «Abidas» из эконом-магазинов. А на родине бренда – офис из двух кабинетов: генеральный директор с секретаршей и маркетинговый отдел. А если нет разницы, зачем платить больше? Однако платят. И еще журналы читают, по сайтам бродят в надежде разобраться, что новая коллекция, а что всего лишь прошлогодняя «ликвидация».

671249323512

О стиле и качестве. Так может, брендовая одежда лучше? По дизайну, по качеству… Все не так однозначно. Шьют ее трудолюбивые китайцы или турки. Контроль качества существует, но есть он и на фабрике «Большевичка». Если вкратце и честно, по соотношению цена – качество брендовые вещи далеки от совершенства. Может, дизайн? Это уже ближе к истине: каждая уважающая себя фирма  либо связана с известными домами мод напрямую, либо плотно сотрудничает. Однако внешний вид одежды не может быть интеллектуальной собственностью. Что это значит? Правильно, дизайн одежды легко копировать. Так, что отличит только эксперт. Но экспертов мало, а денег жалко.

Встречают по одежке… А для чего мы покупаем одежду? Чтобы стать красивыми? Американские психологи доказали, что это не главная мотивация. Основная причина покупки дорогих, чаще всего фирменных, вещей – это желание выглядеть продвинутым, т.е. модным, актуальным, современным. Быть своим в определенной группе. Ты правильно одет, значит верно мыслишь, свой, в теме. Ну, и социальный статус обозначаешь, куда ж без этого. Для тех, кто не хочет тратить на «тряпки» много денег, два совета. Первый. Выучить название основных брендов – и спокойно продолжать покупать привычный «белорусский трикотаж». Отличий никто не найдет, еще похвалят как новинку сезона, проверено неоднократно. А также не забываем, что все известные фирмы неплохо вкладываются в рекламу, неотъемлемой частью которой являются сезонные распродажи. До 70%.

scale

Парфюм, косметика, аксессуары

Мелочи жизни. Дьявол, как известно, кроется в деталях.  Если имидж – это, конечно, одежда, то наш индивидуальный и неповторимый стиль формируют  малоприметные мелочи: от парфюма до зонтика. Безусловно, всем хочется выглядеть шикарно и стильно, но необходимо помнить: бижутерия, драгоценности, аксессуары, в меньшей степени парфюм и косметика – предметы роскоши, а не повод сэкономить. Поэтому часы без нужного лейбла или бижутерия не той фирмы могут немало испортить впечатление о владельце. Дело в том, что рынок аксессуаров безбожно монополизирован, и все серьезные производители на виду. Иными словами, почти все аксессуары и большая часть парфюмерии, так или иначе, брендовые, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что если хочешь подчеркнуть свой стиль аксессуарами или поразить окружающих ароматом своего парфюма, выбирай с умом, и не экономь. Но помни, что без всего этого в принципе можно обойтись (да-да, и без парфюма тоже: многие звезды Голливуда и топ-модели от него отказываются принципиально).

модные-сумки-осень-зима-2013-2014-014

Автомобили

Автомобиль – не роскошь, а средство самопозиционирования. Любовь к брендам – болезнь мужская. Если для женщины фирменные аксессуары и одежда —  что-то вроде игры, с элементами кокетства и самоиронии, то сильная половина человечества относится к автомобильным брендам со всей серьезностью. Любой уважающий себя мужчина готов рассказать о сложной, но при этом четко выстроенной, иерархии автомобильных марок. Машина должна соответствовать должности, даже если ваш железный друг уже сменил третьего хозяина и куплен в кредит на пять лет. Главное модель! Вообще, тема автомобильных брендов столь обширна, что достойна отдельной статьи. Здесь ограничимся тем, что констатируем: зависимость потребителей от марок авто  наиболее жесткая и бескомпромиссная, с целой философией, не побоюсь этого слова. Производители машин тоже не теряются и вкладывают деньги не просто в рекламу, а формируют целый класс покупателей именно своих автомобилей. На чей карман вся эта философия работает, думаю, и так понятно.

Еда

Бренды – это вкусно?  Самый успешный бренд в мире – это не дом мод, не автогигант, а производитель газированной воды. Все гениальное, как известно, просто. И вот так предприимчивые люди на простой газировке (вода, сахар, ароматизатор, углекислый газ – ничего лишнего) и грамотной рекламе сделали миллионы. Брендовая еда — звучит смешно, но действует безотказно. Миллионы человек в мире с утра пьют один и тот же кофе, идут есть бизнес-ланч в одной сети ресторанов, запивают те же чипсы той же газировкой. Вот такой вот пищевой интернационализм. Не хочется делать антирекламу, но факт – вещь упрямая: еда известных марок редко отличается высоким качеством, поскольку большая часть средств, вложенная в товар, ушла именно на рекламу. А сами продукты делаются по известному принципу: «числом поболее, деньгами подешевле». Так что можно спокойно пить квас и есть натуральное мясо, тем более что для имиджа это не принципиально.

630

Интеллектуальная собственность и психология масс

Бренд – это не просто ярлык, это интеллектуальная собственность. Сам механизм выглядит следующим образом. Производитель не просто придумывает новый товар, но создает вокруг него целый культурный слой. Иными словами, покупатель не просто приобретает одежду, духи, машину, он фактом покупки соглашается с теми идеями и тенденциями, которые вложены в продукт в процессе брендинга. Информационный век, как-никак. Зато потребитель приобретает миллионы единомышленников, также согласных с теми идеями, которые он так ценит в приобретенном товаре. Брендовые вещи – очередная попытка современного человека нащупать хоть какие-то связи с себе подобными в каменных джунглях большого города. И за это удовольствие он готов немного доплачивать, и не всегда в разумных пределах. Так производители и рекламные фирмы формируют столь необходимые нам горизонтальные связи. Не факт, что для этого людям так необходимы дорогие покупки. Но пока вроде все довольны.

pc_600x450

Алексей Сальков